Карате Кёкусинкай

О стиле единоборства - Каратэ Кёкусинкай

kanku_mae_geriКёкусинкай( 極真会, «общество высшей истины»), или кёкусин(極真, «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой (大山 倍達 О:яма Масутацу) в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.
Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение карате как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Карате Кёкусинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по карате Кёкусинкай большое число зрителей.

Каратэ Кёкусинкай для схватки предпочитает бесформенность, так чтобы можно было принять любые формы, и т.к. у каратэ Кёкусинкай в реальном поединке нет рамок, оно подходит к любому стилю поединка ведущему к победе. В результате каратэ Кёкусинкай использует все пути и не привязано ни к одному и, подобно этому, использует любые приемы или средства, которые служат его конечной цели.

Начинайте изучение Киокусин каратэ с воспитания воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу, — и вы разорвете его плоть; пусть он разрушит вашу плоть, — вы сломаете его кости; позвольте ему ломать ваши кости, — и вы возьмете его жизнь!

Не думайте о собственной безопасности — положите вашу жизнь перед ним! Большой ошибкой является ожидание результата начатого, вы не должны думать о победе или о поражении. Пусть всё идет, как идет, а ваше тело наносит удары в подходящие моменты. Киокусин каратэ учит нас не оглядываться назад, если курс намечен. Киокусин каратэ обращается с жизнью и смертью одинаково безразлично. Киокусин каратэ избегает поверхностного, проникает в сложности, входит в сердце проблемы, точно указывает ключевые факторы. Киокусин каратэ не ходит вокруг да около. Оно не выбирает окольных путей, а следует прямо к цели. Простота — самое короткое расстояние между двумя точками.

Искусство Кёкусин каратэ — это искусство упрощать. Сама реальность заключена в ее существовании. Ее смысл – это свобода в первозданном виде, не ограниченная приспособляемостью, верованиями, расчленением на части, усложнениями. Киокусин каратэ есть познание истины. Это образ жизни, движение к контролю над телом и духом, хотя познание этого должно происходить изнутри, посредством интуиции. Тренируясь, ученик должен быть активным и динамичным во всех смыслах. Но в реальном бою, ум должен быть спокоен и ничем не встревожен. Он должен чувствовать себя так, как будто ничего особенного не происходит. Когда он продвигается вперед, его шаги должны быть легкими и спокойными, глаза не зафиксированы в одной точке, и смотреть бессмысленно на врага. Поведение не должно отличаться от обычного поведения, никаких изменений! не должно быть в его выражении, ничто не должно выдавать факта, что он вступил в смертельный бой.

Ваше тело — ваше естественное оружие, имеет двойную цель:

  1. Разрушить противника, который стоит перед вами, т.е. устранить все, что стоит на пути за мир справедливости и гуманности.
  2.  Разрушить ваши собственные опасения, идущие от инстинктов самосохранения.

Отбросить все, что тревожит ваш ум. Не вредите никому, но преодолевайте вашу собственную жадность, гнев и глупость. Киокусин каратэ направлено на воспитание себя. Удары рукой и ногой являются инструментами, чтобы убить свое «Я». Инструменты представляют силу интуитивной или инстинктивной направленности, которая в отличие от интеллекта или запутанного «Я», сама себя не расчленяет, блокируя свою собственную свободу. Инструменты идут по заданному курсу, не оглядываясь назад или по сторонам. Так как чистосердечие и легкомыслие наследуются человеком, его инструмент — имеют налет этих качеств и играют свою роль с крайней степенью свободы. Инструменты стоят как символы внутреннего духа, сохраняющие ум и тело в полной активности. Отсутствие стереотипных приемов на самом деле означает быть цельным и свободным. Все линии и движения есть следствие. Отсутствие привязанностей, как основа — есть врожденная природа человека. Обычно мысль движется вперед без остановок; прошлые, настоящие и будущие мысли образуют непрерывный поток.

Клятва Кёкусинкай

Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа.

(一、我々は心身を練磨し 確固不抜の心技を極めること хитоцу, варэ варэ ва, синсин о рэммаси, какко фубацу но синги о кивамэру кото)

Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове.

(一、我々は武の真髄を極め 機に発し感に敏になること хитоцу, варэ варэ ва бу но синдзуй о кивамэ, ки ни хасси, кан ни бин нару кото)

С истинным упорством мы будем развивать в себе дух самоотрицания

(一、我々は質実剛健を以って 克己の精神を涵養すること хитоцу, варэ варэ ва сицудзицу го:кэн о моттэ, дзико но сэйсин о канъё: суру кото)

Мы будем соблюдать правила этикета, уважать старших и воздерживаться от насилия.

(一、我々は礼節を重んじ 長上を敬し粗暴の振舞いを慎むこと хитоцу, варэ варэ ва рэйсэцу о мондзи, тё:дзё: о кэйси, собо: но фурумай о цуцусиму кото)

Мы будем чтить наших богов и никогда не забудем истинную добродетель скромности.

(一、我々は神仏を尊び 謙譲の美徳を忘れざること Хитоцу, варэ варэ ва симбуцу о то:тоби, кэндзё: но битоку о васурэдзару кото)

Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.

(一、我々は智性と体力とを向上させ 事に望んで過たざること хитоцу, варэ варэ ва тисэй то тайрёку то о ко:дзё: сасэ, кото ни нодзондэ аяматадзару кото)

Всю нашу жизнь через карате мы будем стремиться исполнить истинное предназначение пути Кёкусинкай.

( 一、我々は生涯の修行を空手の道に通じ 極真の道を全うすること хитоцу, варэ варэ ва сё:гай но сюгё: о каратэ но мити ни цу:дзи, кёкусин но мити о матто: суру кото)

Каждая строчка оканчивается словом «клянусь». Клятва Кёкусинкай отпечатана на последней странице каждого будо-паспорта.

Ритуальные поклоны

В начале и конце занятия, при входе в додзё и выходе из него, а также перед каждым кумитэ выполняются ритуальные поклоны, выражающие уважение к учителю, ученикам, тренировочному залу и символам Кёкусинкай.

Различают следующие виды ритуальных поклонов:

синдзэн ни рэй (神前に礼 поклон «алтарю» школы, духу карате; дословно «поклон перед богами»)
сихан ни рэй (師範 поклон сихану, с 5-го дана и выше)
сэнсэй ни рэй (先生に礼 поклон учителю, с 3-го дана и выше)
сэмпай ни рэй (先輩に礼  — поклон старшему, от сёдан до нидан)
отагай ни рэй (お互いに礼 поклон друг другу, дословно: «поклон сопернику»).

Система степеней
Как в большинстве воинских искусств Японии, в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й — старшим) и десять данов (1-й дан — младший, 10-й — старший). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс.

Значение слова «Ос!»

【押忍の精神】 Osu nо Seishin – Дух Osu

«Ос» (яп. 【押忍】 Осу) — это слово, которое вы будете чаще всего слышать в Додзё каратэ Кёкусинкай или на турнире по каратэ Кёкусинкай. Когда Вы входите или покидаете Додзё, Вы кланяетесь и говорите «Ос». Когда Вы приветствуете каратэка (【空手家】 Karateka – занимающийся каратэ), Вы говорите «Ос» вместо «привет». Когда Вы следуете наставлению или отвечаете на вопрос в зале, Вы говорите «Ос» вместо «да», или «я понимаю». При выполнении Кихон Вадза (【基本技】 Kihon Waza — базовая техника) в Додзё, каждое движение часто сопровождается громким «Ос». При осуществлении спарринга в зале, если Ваш противник применяет хорошую, сложную технику, Вы говорите «Ос», чтобы признать умение вашего противника. Как степень уважения, бойцы на турнире кланяются и говорят «Ос» вперед, рефери и друг другу, до и после боя. «Ос» используется во многих ситуациях и, похоже, имеет много значений.

Но что же оно действительно означает?

【押忍】 «Ос» — это сокращение слов:
【押し】 Osi — «давление» (нажимать и удерживать);
【忍ぶ】 Sinobu — «терпеть» (подвергаться чему-либо; выдерживать испытание временем).

Оно означает настойчивость, решительность и упорство. Каждый раз, когда мы говорим «Ос», мы напоминаем себе об этом.

Обучение каратэ Кёкусинкай очень требовательно. Вы подталкиваете себя, пока, по Вашему мнению, Вы не достигнете своего предела. Сначала Ваше тело хочет остановиться, но Ваша сила воли продолжает подталкивать Вас, когда Ваш разум хочет остановиться, Ваш дух поддерживает Вас в движении, Вы терпите боль, Вы упорно продолжаете заниматься. Это и есть «Ос».

Каратэ Кёкусинкай не может быть изучено быстро. Это уходят годы, чтобы должным образом изучить основные принципы каратэ. Основные приёмы каратэ выполняются тысячи раз (【錬磨】 Renma — «всегда оттачивающий»), пока они не станут рефлекторными, инстинктивными движениями, без осознания того, что Вы делаете (【無心】Mushin — «никаких мыслей»). Легко сломаться, делая одно и тоже снова и снова, особенно, когда прогресса, кажется, почти нет. Преодоление этого и продолжение обучения требует терпения и настойчивости. Это — «Ос».

Абсолютная и непоколебимая преданность, необходимая для восхождения на вершину каратэ Кёкусинкай — есть «Ос».

Дух «Ос», вероятно, лучше всего описал Сихан Камерон Квин (Cameron Quinn) из Австралии в своей книге «Будо каратэ Мас Оямы»: «Есть высказывание в Японии — «Ishi no ue ni mo sannen» 【石の上にも三年】, в переводе это означает «три года на скале». Это высказывание символизирует потребность упорства во всём. Это — одна из наиболее важных философий в каратэ Кёкусинкай.

Каратэ Кёкусинкай — это искусство, требующие от вас жертвы ради целей, достигаемых длительными тренировками. В конечном счёте, понимаешь, что в сердцах участников живёт особый дух, преодолевающий удары и ката. Это учит их встречать без страха, осознано и терпеливо, трудности повседневной жизни. Будо-ка (【武道家】 Budoka – занимающийся боевыми искусствами) непоколебим лёгкими ударами судьбы, он понимает, что чтобы достичь и проявить свой истинный потенциал, человеку потребуется непреклонный дух настойчивости.

Эта сила развивается в течение трудного обучения и известна как «Osu но Seishin» (яп. 押忍の精神 « Дух Ос»). Слово «Ос» произошло от 【押し忍ぶ】Osi Shinobu, что означает «упорно продолжать заниматься пока можешь (до предела)». Это подразумевает готовность подталкивать себя к пределам выносливости, упорно продолжать заниматься под любым видом давления.

Отдельное слово «Ос» наиболее точно показывает, что может предложить искусство каратэ, особенно каратэ Кёкусинкай. Тот, кто действительно способен проявить «Дух Ос» в каждом слове, мысли и действии может считаться мудрым и храбрым. Прежде всего, тренировка должна проходить в духе «Ос». Повседневная жизнь, и обязанности ею налагаемые, полностью раскрывается, если идёт в духе «Ос».

Даже новичку, который ощущает свой недостаток обучения и не горит желанием столкнуться с требованиями обучения, достаточно просто осознавать, что через настойчивость и желание продолжать он может достигнуть большей физической, умственной, духовной и эмоциональной силы. Все, что необходимо — твёрдое намерение. Другими словами, «Ос».