Причины возникновения травм

Причины возникновения травм и меры их предупреждения

Одной из причин возникновения травм на занятиях каратэ является неудовлетворительное состояние покрытия пола.

Неровное покрытие, щели в татами, плохо натянутая или рваная покрышка могут быть причиной повреждения (растяжений и разрывов связок голеностопного и коленного суставов, растяжений и вывихов в локтевом и плечевом суставах, переломов костей голени и рук).

Если татами очень твердое и плохо скреплены обкладные маты или оно расположено близко от стены, колонн и в зале нет мягких стен, а радиаторы отопления, мебель, гимнастические снаряды, штанга, гири, гантели и другой инвентарь находится близко (ближе 2 м) от татами, то все это может привести занимающихся к различным повреждениям.

Если татами мало, а на нем тренируются несколько пар, то возможны ушибы от столкновения занимающихся. На каждого занимающегося должно быть не менее 4 кв. м площади ковра. Неисправный инвентарь может быть также причиной травм. Нельзя выполнять упражнения со штангой без замков: может соскочить диск и привести к ушибам. Ржавые и имеющие брак литья гири и гантели (в виде заусениц) будут причиной ссадин и ран. Неисправность и плохое состояние гимнастических снарядов (стенка, перекладина, кольца, канат, трапеция) обычно приводят к падению занимающегося со снаряда.

При проверке исправности снарядов особое внимание следует обращать на состояние креплений и тяг (особенно мест, подвергающихся трению), чистоту мест захвата (ржавчина может быть причиной ссадин, которые при загрязнении приводят к заболеванию флегмоной, а засаленность снаряда — причиной срыва и падения занимающегося).

Занятия бойца в тесной одежде, сковывающей движения, приводят к растяжениям и вывихам. Если спортсмен надел обувь, не соответствующую размерам его ноги, или плохо зашнуровал ботинки, то это может быть причиной растяжений и разрывов связок пальцев и голеностопного сустава.

Травмы вызываются и другими неблагоприятными условиями. Пониженная температура способствует охлаждению тела и возникновению растяжений, разрывов мышц и связок. Повышенная температура и влажность ведут к быстрому утомлению, нарушению координации движений, неточности движений.

Очень яркое освещение утомляет зрение и снижает внимание, а при длительном воздействии приводит к заболеванию глаз. Пониженное освещение в первый период способствует повышению внимания, а в дальнейшем вызывает утомление. Пониженное внимание является причиной столкновений занимающихся и неправильного выполнения приемов.

Для предотвращения травм перед каждым занятием надо проверить состояние мест занятий, оборудования и инвентаря. Проверить исправность татами, покрышки, снарядов, на которых проводятся упражнения, измерить температуру и влажность воздуха и привести места занятий в нормальное состояние.

Большое значение в предупреждении травм имеет правильная организация занятий. Для этого необходимо соблюдать следующие требования.

Занятия надо начинать не раньше чем через 1,5—2 часа после приема пищи и работы на производстве и заканчивать не позднее чем за 2 часа до сна.

Промежутки между занятиями должны быть такими, чтобы организм занимающихся успел восстановиться. Практика показала, что наиболее целесообразны трехразовые занятия в неделю. После занятий с большой нагрузкой дают больше времени для отдыха. Обычно такую нагрузку выполняют перед двухдневным отдыхом.

После длительных, трудных соревнований занятия проводятся с пониженной нагрузкой. Юноши занимаются 1,5 часа, взрослые—2 часа, а мастера спорта от 2 часов 30 минут до 4 часов. Если этих требований не соблюдать, то у занимающихся накапливается усталость, наступает перетренировка, нарушается координация движений, а все это приводит к травмам.

Расписание занятий в зале надо планировать так, чтобы в перерывы можно было убрать зал, проветрить его, провести мелкий ремонт инвентаря и оборудования.

В зале необходимо проводить занятия только с одной группой. Если в зале находится несколько групп, которые тренируются по различным видам спорта, то это создает условия для рассеивания внимания занимающихся, что может быть причиной травмы.

В группе должно быть не более 30 занимающихся. В этом случае учитель сможет уделить достаточно внимания каждому бойцу, своевременно заметить и исправить ошибки. Надо, помнить, что ошибка может быть причиной травмы. При большем количестве занимающихся учителю необходимо взять себе в помощники опытных спортсменов (старших учеников).

Занятия в группе следует проводить с учетом возраста, физической и спортивной подготовленности. Проведение схваток и упражнений в парах между учениками различной подготовленности без контроля тоже может привести к травмам.

Соблюдение требований методики обучения и тренировки. Занимающиеся должны хорошо уяснить, как правильно выполнять упражнение. При показе приемов и упражнений надо указать, что должен делать боец, чтобы избежать травм.

При разучивании нового приема и упражнения у занимающихся должно сложиться правильное представление о движении. Неправильное представление о движении ведет к грубым и опасным ошибкам.

Причиной травм могут быть пробелы в подготовке бойца в результате несистематического посещения занятий.

Для изучения следует подбирать посильные для группы приемы и упражнения. Попытки выполнения непосильных приемов и упражнений обычно приводят к травмам. Травмы неизбежны, если занимающиеся будут выступать на соревнованиях без достаточной подготовки. Недостаточно закрепленные навыки, плохая ориентировка на татами, неправильное выполнение приемов и самостраховки приводят к повреждениям.

Чтобы предотвратить травмы во время занятий, бойцы должны прочно усвоить следующие требования:

а) нельзя проводить прием, находясь спиной к краю татами, если это вызовет падение партнера за татами; нельзя выполнять прием, когда бойцы вышли за границы площади, отведенной тренером для занятий;
б) при разучивании приемов удары в прыжке следует проводить от центра татами к краю—это снижает опасность столкновений;

в) бойцам, которые не заняты в схватках, нельзя сидеть на татами спиной к тренирующимся — это может привести к удару со стороны выполняющего атаку. Боец, оказавшийся в поединке или при разучивании приемов лежащим на татами, должен быстро встать, потому что на него может упасть другой боец;

г) когда в результате нападения создается опасная ситуация для противника, проведение приемов и других действий, которые могут увеличить опасность, следует прекратить. Это требование распространяется и на случаи, когда опасная ситуация складывается в результате действий бойца, которому грозит опасность.

Опасную ситуацию следует возможно быстрее ликвидировать совместными усилиями всех бойцов. Любой боец, заметивший опасную ситуацию, должен подать сигнал к прекращению дальнейших действий. Для того чтобы занимающиеся могли предотвращать опасность, учитель обязан разъяснить, какие ситуации в каратэ наиболее опасны и как их ликвидировать.

Правильное построение урока имеет большое значение для предотвращения травм. Учитель должен следить за влиянием нагрузки на занимающихся и снижать ее, когда замечает признаки усталости.

Планируя урок, надо продумать, где и при выполнении каких упражнений занимающимся грозит опасность получения травм и какие меры следует принять, чтобы их избежать.

Врачебный контроль помогает предотвратить травмы на занятиях. Врач и учитель определяют, как влияют занятия каратэ на здоровье занимающихся, и применяют наиболее эффективные методы для укрепления здоровья. Для контроля за состоянием тренированности и здоровьем бойцов проводятся периодические врачебные обследования.

Первичное врачебное обследование занимающихся перед началом занятий в группе позволяет учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности бойцов и правильнее строить процесс занятий.

Под особым контролем врача находятся бойцы, перенесшие заболевания или травму. Спортсмены, перенесшие заболевание и недостаточно окрепшие после него, быстро утомляются, у них нарушается координация движений, а это может привести к травме.

Приступать к занятиям после не совсем залеченной травмы надо осторожно, чтобы не вызвать перегрузки здоровых органов.